Борьба с коррупцией или борьба за власть?
О коррупционном скандале в Кохтла-Ярве в последнее время писали в разных СМИ, тема обсуждалась на телевидении, активно муссировалась в социальных сетях. И я решил высказать своё мнение о происходящем.
Посмотрел интервью Эдуарда Одинца на канале ERR.ee от 12.10.2022г. Основная тема, естественно, торговля влиянием. И вроде бы политик всё говорит красиво, но… У меня, как у человека, который находится «внутри системы», сразу возникает масса вопросов и сомнений. Обо всём по порядку.
После любых выборов,
представители партий или избирательных союзов создают коалицию, формируют единую команду, ищут сторонников. Как правило, в ходе переговоров каждая из сторон пытается продвинуть на руководящие посты как можно больше людей из своей команды. Так устроена политика — как на уровне государства, так и на местном уровне. В связи с этим возникает вопрос: а каким образом работает статья о торговле влиянием? У меня создаётся впечатление, что полиция самостоятельно принимает решение к кому применить эту криминальную статью. Сегодня это 17 человек из городского собрания и городской управы, а завтра это может быть любой лидер любого союза или человек, которого назначили в какой-либо совет или на какую-либо должность. Я убежден, что любого политика, который может принимать решения, можно также подозревать в торговле влиянием.
В случае с Николаем Осипенко бессмысленно отрицать, что помимо политики, он занимается и бизнесом. А разве он единственный? Чем же этот «ужасный» Осипенко, отличается от других политиков? Видимо, просто кому-то понадобился повод его очернить, а предъявить, кроме «торговли влиянием», нечего.
Я работал в городском собрании Кохтла-Ярве в трёх разных командах и в разных созывах. Знаю не понаслышке, как работают центристы, социал-демократы и «Прогресс». Ни от Николая Осипенко, ни от Марии Меркуловой я ещё ни разу не ощущал давления или навязывания своего мнения на тему «как я должен действовать в тех или иных ситуациях»: как должен голосовать, какие кандидатуры должен поддерживать. Абсолютно всех кандидатов на тот или иной пост мы обсуждали сообща и выходили с предложениями к другим политическим силам. Те предлагали свои кандидатуры. Затем мы снова обсуждали, находили компромисс. Всё сообща. На меня лично никакого, даже самого малейшего давления не оказывалось. А мне есть с чем сравнивать.
Работая с социал-демократами, с Эдуардом Одинцом, мне приходилось неоднократно голосовать так, как я не хотел. Например, мне не хотелось поддерживать искусственное затягивание заседаний горсобрания или не выплачивать депутатскую компенсацию, но я поддерживал это по настоятельному наказу лидера. Я ведь понимал, что если я не поддержу команду, будут последствия. Да мне не угрожали, не заставляли, но говорили, что так нужно, что мы должны, мы команда и т.д. На тот момент у меня не было большого политического опыта, и я соглашался. Давление это или нет? Торговля ли это влиянием? Стоит ли за это предъявлять подозрение Эдуарду Одинцу?
Если же говорить про Валерия Корба, то там вообще всё просто. Он, как правило, собирал всю команду «своих» депутатов и сообщал, как надо действовать во время проведения городского собрания, как голосовать. В редких случаях сообщал каждому по отдельности в каком вопросе нужно поддержать, а в каком — нет. Та же схема и с руководством городской управы. Он тоже не угрожал, но все чётко понимали, что если ослушаются, то будут последствия. Не секрет, что были прямые разговоры, мол, если не наберёшь достаточное количество голосов на выборах, то будет увольнение с занимаемой должности. Это торговля влиянием или нет?
Ещё одно странное подозрение: «получение и дача взятки в виде регулярной зарплаты». Весь город знает, что почти все должности руководителей всех городских учреждений утвердил — одобрил в своё время Валерий Корб. Не было никаких переговоров, не было коалиции, была полная власть центристов (то есть Корба) на протяжении десятилетий. Его можно подозревать в даче взятки в виде регулярной зарплаты?
После выборов 2021 года ситуация в городе поменялась. Ни один из избирательных союзов не набрал подавляющее большинство. Центристы потеряли единовластие. В городском собрании появилось много различных сил. В работе городской управы стали происходить серьёзные изменения. В руководстве города есть представители различных избирательных союзов. Тоомас Наэль — мэр города, Кристина Агу, заместитель мэра – это кандидатуры от Центристской партии. Виталий Бородин, заместитель мэра — от партии Реформ. От избирательного союза «ПРОГРЕСС» — Эвелин Данилов, заместитель мэра. Кстати, Мария Меркулова является представителем от избирательного союза «ПРОГРЕСС» и является заместителем председателя городского собрания. Председатели комиссий горсобрания — представители от разных союзов, только не от союза «ПРОГРЕСС».
Виталий Бородин работает в городской управе примерно восемь лет, и, естественно, получал заработную плату. Это тоже можно рассматривать как взятку от Н. Осипенко? Есть и другая версия: зарплата якобы за то, что «он оказывал какие-то услуги для фирмы Осипенко»! В частности, один из последних конкурсов по обслуживанию улиц города Кохтла-Ярве выиграла фирма, связанная с Н. Осипенко. А из кого было выбирать? Заявка на участие в тендере была всего одна. Выбирать было не из кого. Причём же здесь Виталий Бородин или кто-либо другой?
А. Казакова, А. Диев, З. Аббасов и другие депутаты (члены коалиции), какую они должны были оказать услугу Николаю Осипенко? Мне непонятно. Также очень странными кажутся сейчас повсеместные призывы Эдуарда Одинца (член Социал-демократической партии) и Иветты Саккарт-Линнард (член Центристкой партии) к тому, чтобы депутаты уже на стадии подозрения сложили с себя полномочия.
И. Саккарт-Линнард, видимо уже забыла свою статью, которая была опубликована на портале ERR.ee. и если я не ошибаюсь, в газете «Инфопресс». Дело в том, что отца Иветты Саккарт-Линнард осудили по статьям: вымогательство взятки, разглашение государственной тайны и незаконное раскрытие следственных данных в рамках уголовного дела. В своей публикации она сомневается в правильности решения суда, намекая на то, что это дело придумано. Там же она задаётся вопросом – кто муссирует данное дело и кому это выгодно? Просит помнить о том, что за всеми обвинениями стоят живые люди, которым больно и которые чувствуют несправедливость. Как быстро про это забыла Иветта Саккарт-Линнард. Видимо не помнит и о криминальных делах своих однопартийцев Евгения Соловьёва, Валерия Корба и других, которые во время следствия не подавали в отставку. А что касается трудоустройства самой Иветты в Karell Kiirabi AS? Здесь тоже попахивает торговлей влиянием?
А вот какого мнения придерживались центристы Валерий Корб и Рийна Иванова в 2015 году, когда суд первой инстанции признал мэра города Евгения Соловьева виновным в совершении преступления.
«Наша судебная система настолько хромает, что мало веришь в решение суда первой инстанции, заявил Postimees заместитель председателя фракции Центристской партии Валерий Корб, комментируя вчерашнее решение Вируского уездного суда о признании мэра Кохтла-Ярве Евгения Соловьева виновным в коррупции… «В свое время против меня было начато три уголовных дела, и все это закончилось ничем. Два — в Государственном суде, который отменил решения предыдущих инстанций, а третье вообще остановили. Евгению Соловьеву нужно оспаривать решение Вируского уездного суда… Зачем ему уходить в отставку? Я верю в правосудие, потому что сам доходил до Госсуда, где сказали, что Корб прав. Пока не пройдены все судебные инстанции, рано говорить, кто прав, а кто виноват. Сейчас мы имеем дело с половинчатым решением. Насчет врачебных ошибок обычно поднимаются большие скандалы, а, между прочим, судебные ошибки тоже не исключены». (Елена Поверина. Postimees. 29 октября 2015 г.).
«Кажется, не должен, — ответила Рийна Иванова на вопрос BNS, должен ли признанный виновным в коррупционных преступлениях центрист Соловьев теперь подать в отставку с поста мэра. — Это решение суда первой ступени и это его личное дело, будет ли он его оспаривать. На данный момент я бы не сказала, что Соловьев должен оставить свой пост». (BNS 28 октября 2015 г).
Эдуард Одинец тоже, видимо, забыл, что в его депутатской команде 5-6 лет тому назад был человек, которому было предъявлено обвинение и не было только решения суда. И он не требовал приостановить полномочия. Где же тогда была принципиальность Одинца?
Видите, какие разные принципы оценки практически одной и той же ситуации в зависимости от того, как выгодно на данный момент. То есть, в настоящее время, если ты только подозреваемый – выражаем тебе недоверие. А в другой ситуации: предъявлено обвинение, признан виновным судом первой инстанции – работай дальше, полномочия депутатские не приостанавливай. Очевидна политика двойных стандартов.
Ни для кого не секрет, что примирение двух оппонентов Валерия Корба и Эдуарда Одинца состоялось, и в настоящее время пять депутатов из фракции социал-демократов и пять депутатов из Центристской партии пытаются сформировать новую коалицию в Кохтла-Ярве. По имеющейся информации, «Рестарт» не желает возвращения старых руководителей к управлению города. А для того, чтобы обладать большинством в городском собрании, необходимо, как минимум, тринадцать голосов из двадцати пяти. В погоне за властью, похоже, все средства хороши, и в настоящее время по просьбе членов городского отделения Центриской партии Эстонии, приходят люди к различным депутатам и угрожают. Это как понимать? Кого-то принуждают голосовать «правильно», кого-то вынуждают приостановить полномочия, чтобы в городское собрание вошёл замещающий депутат… Это ли не преступление? Где полиция? Моё личное подозрение, что в полицию был направлен донос, за которым стоят члены Центристской партии. И логично, что полиция обязана была на это отреагировать. Но думали ли подписанты о том, что бессменный лидер центристов в Кохтла-Ярве Валерий Корб в ходе разбирательства этого криминального скандала сам может стать в очередной раз подозреваемым в совершении преступлений?
Я считаю, что всё происходящее — это не борьба с коррупцией, а просто циничная борьба за власть.
Евгений Салтыков, депутат городского собрания Кохтла-Ярве